Единственный ребенок

С точки зрения семейной психологии, порядок рождения и численность детей в семье определяют черты личности взрослого человека.

Это обусловлено тем, что чем больше детей в семье, тем больше конкуренции между братьями и сестрами. Считается, что им приходится делить любовь мамы и папы между собой. Но любовь ко всем детям одинаковая, скажете вы. Чаще всего, да, но воспринимается она детьми в семье по-разному. Например, ребенок родился первым, и вся «любовь» достается ему, ему не надо делиться с младшими игрушками, сладостями, бороться за внимание и похвалу родителей. А когда в семье появляется еще один второй ребенок, первый автоматически становится старшим. На него возлагается больше ответственности. И, как правило, старшие дети ответственные, серьезные, более амбициозные, чем младшие. Считается, что если ребенок живет без братьев и сестер до 8 лет, он психологически остается «единственным», потому что в 7 лет ребенок идет в школу, у него возникает естественная потребность в самостоятельности. Меняется социальная роль, он теперь школьник, ответственный, взрослый. И очень хорошо удовлетворить эту потребность, что положительно скажется на процессе отделения и взросления. При условии, что уже были заложены навыки самообслуживания, распределения времени, режим дня. Появление второго ребенка переключает внимание матери на маленького, потому что он слабый, уязвимый, ему надо больше телесного тепла и внимания. С точки зрения психологии, именно разница 7-8 лет считается идеальной для того, чтобы планировать рождение второго ребенка.  А какие они, единственные дети, спросите вы. Они просто дети. Если нет никаких нарушений воспитания, они растут хорошими людьми. И влияет на это не порядок рождения, а стиль воспитания в семье. Да, единственному ребенку нет необходимости делиться тем, что важно и нужно ему самому с младшими, но он может учиться этому, делясь с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, двоюродными братьями и сестрами. Не вырастет ли он эгоистом? А что такое эгоизм? Это «зацикленность» на себе, преувеличение собственных желаний в ущерб желаниям близких людей, неумение обсуждать и находить компромиссы. Такое происходит, если ребенка воспитывают «кумиром семьи». Если мама совсем забывает о себе, «лишь бы ему было хорошо», «все лучшее детям». Тогда ребенок растет с установкой, что он САМЫЙ важный человек не только для своей мамы, но и для всех людей вокруг. Он не учится анализировать свои поступки, соизмерять потребности с возможностями. Вот часто говорят, его слишком «залюбили», разбаловали. На мой взгляд, разбаловать любовью нельзя. Искажение происходит тогда, когда любовь подменяют материальными вещами. Такое часто происходит из чувства вины. Например, мама много работает, может мало проводить времени с ребенком. И что она делает, «откупается» подарками, удовлетворяя малейшие капризы. Всегда помните. Важно не количество, а качество. То время, что вы проводите с ребенком ценно. Можно за 30 минут посидеть рядом, обнявшись, интересуясь, как прошел день, обсуждая важные для обоих вопросы. А можно весь день быть рядом, но не вместе.
Что же делать, чтобы ребенок не вырос эгоистом:
•    Обнимать не менее 8 раз в день.
•    Говорить о том, что любите.
•    Интересоваться его делами и рассказывать о своих делах, чувствах.
•    Быть честным. Если устал, сказать о том, что маме или папе нужно время, чтобы отдохнуть после работы.
•    Учить делиться. Есть две конфеты, одну себе, вторую бабушке.
•    Очень важно, соблюдать право ребенка на собственное пространство, собственные вещи. Бывает, что подарив ребенку что-то, например, компьютер, родители могут забрать это или пользоваться без спроса, аргументируя это тем, что я же подарил, значит, могу брать. Нет. Ребенок научится уважать чужое и делиться своим, только, если окружающие уважают его и свою собственность. «Это мои вещи, и если ты хочешь взять, должен спросить». И я спрашиваю тебя, могу ли я воспользоваться твоими вещами.
•    Быть последовательным в требованиях. Например, если сказали, нельзя есть пирожное до еды. Нельзя всегда! А не так, что сегодня у меня хорошее настроение, значит можно, а завтра плохое, значит нельзя.
•    Единые требования мамы, папы, всех членов семьи. Важно договориться между собой, без привлечения ребенка, что для вас важно. Обсудив, режим дня, питания, запреты и разрешения. Иначе ребенок будет непослушен. А значит «эгоистичен». Потому что в его семье не уважают мнение друг друга.
•    Учить ребенка распознавать чувства других людей. Например, я пришла с работы уставшая и злая, могу сорваться, потому что у меня был трудный день. Пожалуйста, я хочу отдохнуть час, прийти в хорошее расположение духа. Поиграй один. А потом мы можем пообщаться или поиграть.
•    Сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями. Не говорить, ты лучше всех, ты самый…
•    Воспитывайте примером. Если вы уважительный, деликатный, образованный, культурный человек, который понимает, что он живет среди других людей, а значит, придется иногда интересоваться другими людьми, если не хочешь оставаться одиноким.
•    Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.


Печать