Переходный возраст

Просмотров: 269

Он ничего не хочет. Сидит все свободное время в социальных сетях. Совсем не общается. Поесть только выходит…

Или совсем не выходит, ест у себя в комнате. Потом выгребаю кучу фантиков из рюкзака и всех закутков его комнаты. Забрали у него телефон! Пусть занимается чем-то полезным. А он лег на диван, уставился в потолок. Речь будто регрессировала. Взгляд отсутствующий… Мы теряем нашего ребенка. А ведь ему надо думать о поступлении!

Отчаянию родителей нет предела. Они не понимают, что происходит с их ребенком, который совсем недавно болтал без умолку, ластился, а теперь отстранился. Изменился. Уроки запустил. Что с ним происходит?
Знание некоторых особенностей подросткового возраста позволит снизить тревожность родителей, а значит, облегчить жизнь и старшим, и младшим.

У вашего ребенка – "переходный возраст".

Что в норме:

Если кризис начался – это хорошо.
Все идет своим чередом, ваш ребенок начинает взрослеть, «отделяется», сепарируется . Если у вас есть "контакт", хотя бы периодически - расслабьтесь, вы ничего не прозеваете, не упустите.

Лежит на диване и молчит – это норма.
Только побыв с собой, ничего не делая, у подростка происходит понимание себя, своих желаний. Это основа самоопределения, развития личности.
Хотите, чтобы он «забивал» на свои внутренние процессы – получите другой тяжелый кризис. (Например "кризис среднего возраста». Когда не понимаю, чего хочу, занимаюсь нелюбимым делом, а чем хочу заниматься – не знаю.)

Снижение успеваемости – практически норма в 7 классе.
В этот период – пик пубертата. Самым важным для ребенка становится общение со сверстниками. Им движет желание быть принятым, иметь друзей. И родители – это уже не самые важные люди. Смиритесь!
Если ребенок всегда учился хорошо, он понимает, зачем ЕМУ (А НЕ ВАМ!) это нужно. Постепенно успеваемость восстановится. ⠀

Не планирует свое будущее, не может о нем рассуждать, не сдержан в эмоциях. Это норма!

Обратимся к науке
правила_мозга

Что мы имеем к 13 годам:
Рассудительность
Префронтальная кора головного мозга созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.
Эмоции
Глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика
В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.
15 лет:
Изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
Поэтому, о специализации и профессиональной направленности целесообразно спрашивать после 15 лет!

Если хотите, чтобы ребенок начал взрослеть, научитесь делегировать ему посильную ответственность, а это происходит через бытовые навыки:
Хорошо, если к возрасту 12-13 лет ваш подросток может убраться в своей комнате.
Следит сам за наличием у себя чистой, глаженой одежды.
Может приготовить себе еду.
(Договоритесь, в какие дни, и в какое время он это делает. Не контролируйте! Составьте вместе график. Можете напоминать ему иногда об его ответственности. Но не ждите, что он сию же минуту будет это делать. Терпение и настойчивость!)
На что надо обратить внимание:
какие ценности царят в его компании –такие будут и у него.
настораживают странные и резкие изменения поведения, специфичный запах от одежды, рук,
странные глаза, бредовые состояния, навязчивые движения,
вы не знаете его друзей, он срывает уроки,
совершает правонарушения,
наносит себе повреждения,
пищевое поведение нарушено,
нет друзей,
дома пропадают деньги…

Обратитесь к специалисту.


Печать